lautlesen (lautlesen) wrote,
lautlesen
lautlesen

Categories:

Японские пистолеты-пулеметы.(продолжение)

Продолжим.
7. Экспериментальный пистолет-пулемет Тип I и его версии. 試製一型機関短銃
Авт. Цвершиц А.
Вступление.

В 1930 году (с апреля по май) военные представители от Технического штаба Императорской армии сформулировали ряд обновленных требований к вновь разрабатываемым образцам «короткого пулемета» по специфике применения легких пулеметов в маневренных родах войск и эффективности применения автоматического оружия в сухопутной армии.
Согласно требований к разрабатываемым образцам определялась две модели различного тактического назначения.

«Тип I» («большой автоматический пистолет» 自動短銃) предназначался для экипажей бронетехники и использовал стандартный патрон 8х21мм Намбу, магазин объемом 50 патронов, вес от 2 000 грамм, должен был обладать малыми габаритами, и дальностью эффективного огня по целям в зимнем обмундировании до 500 метров. Одним из требований было возможное применение не только вне бронированной машины, но и возможность стрельбы через смотровые щели по противнику.
«Тип II» («короткий пулемет» 短機関銃) рассчитывался на мобильные части армии которым требовалось оружие для усиления огня при кратковременных боестолкновениях, а именно для кавалерии. Должен был использовать магазины на 30 патронов и весить от 3 000 грамм. Для этого образца разрабатывался специальный опытный патрон 6,5х30мм (тип 95 試製九五式実包), который обеспечивал бы поражение целей в зимнем обмундировании на расстоянии до 700 метров.
В 1931 году после Маньчжурского инцидента (18 сентября) и в связи с началом боевых действий в Китае штабом Императорской армии издается директива о ограничении финансирования исследовательских программ по «автоматическим винтовкам» и «коротким пулеметам».

7.1. Экспериментальный пистолет-пулемет Тип I (Shisei is–gata kikauu tanjuu)
試製一型機関短銃 образца 1930 года, калибр 8х21мм Намбу.

Авт. Цвершиц А.
К августу 1930 года конструкторским отделом Кидзиро Намбу (Namby Arms Manufacturing Company Limited], in Kokuburiji, Tokio) в порядке самостоятельного проведения исследования по техническому заданию от Технического штаба армии "опытный короткий пистолет-пулемет Тип I " была представлена экспериментальная модель необычной для этого периода компоновки автоматического оружия.
Ряд решений, принятых в этой конструкции должны были устранить недостатки предыдущих опытных образцов 1927 и 1928 года Токийского артиллерийского арсенала.
В пистолете-пулемете для уменьшения влияния на точность стрельбы и снижения воздействия отдачи на увод оружия с линии прицеливания был применен пневматический амортизатор. Размещение данного устройства увеличивало длину ствольной коробки и оружия в целом. Поэтому для улучшения компактности ударно спусковой механизм был перенесен вперед перед горловиной магазина служащей рукояткой управления огнем.
Рукоятка управления огнем совмещающая функция горловины магазина имеет сильный наклон нижней части вперед. Это сделано для использования длинного секторного магазина на 50 патронов с двух рядным выходом имеющего сильный изгиб. Такая форма магазина обусловлена конусностью применяемых пистолетных 8мм патронов Намбу (тип 14) с бутылочной формы гильзой. Магазин имеет продольную прорезь для визуального контроля за количеством патронов, и для удобства зарядки подаватель оснащен выступающей рифленой кнопкой.  Нижняя крышка магазина оснащена подпружиненным откидным зацепом для увеличения устойчивости при стрельбе с брустверов и бронетехники. (На устройство откидного зацепа был оформлен японский патент № 111850 от 12.08.1935 на имя К.Намбу).

Стрельба производится с открытого затвора (для избегания возможного самовоспламенения патрона в патроннике при длительной стрельбе, и лучшего охлаждения канала ствола). Возвратно-боевая пружина расположена вокруг ствола как в самозарядных пистолетах. Накол капсюля производится неподвижным ударником на зеркале затвора.
Торможение затвора при откате выполняется при помощи пневматического амортизатора. Замедление наката затвора также обеспечивается пневматическим амортизатором. Этим должно было достигаться снижение скорости движения затвора в крайнем переднем и заднем положении. Что могло уменьшить воздействия отдачи и вибрации оружия при стрельбе. Настраиваемый пневматическим амортизатором темп ведения огня от 300 до 600 выстрелов в минуту.
3 февраля 1934 года на имя Кидзиро Намбу был выдан патент № 104843 (по заявке в японское патентное бюро №004079 от 04.07.1933г.) описывающий устройство пистолета-пулемета оснащенного пневматическим амортизатором отката свободного затвора.


Рукоятка взведения затвора расположена слева и взаимодействует с прямоугольным выступом на кожухе-затворе, при стрельбе остается неподвижной. После взведения затвора рукоятка возвращается стрелком в переднее положение в ручную. По окончании стрельбы затвор остается в открытом положении упираясь в подаватель магазина.
Прицельные приспособления состоят из треугольной мушки защищенной боковыми крыльями намушника, и кольцевого (апертурного) целика. Установка дистанции производится при помощи хомутика передвигаемого по секторной планке с разметкой от 100 до 600 метров.
Слева на раме расположено устройство переключения режима огня и постановки оружия на предохранитель (селектор) оригинальной конструкции. (На устройство селектора режима огня был оформлен японский патент № 111093 от 14.06.1935 на имя К.Намбу, приведенный ниже).
Кроме селектора режима огня регулировка темпа стрельбы в пистолете-пулемете Тип I образца 1930 года производилась при помощи пневматического амортизатора затвора довольно сложной конструкции.

Порядок работы пневматического амортизатора пистолета-пулемета Тип I образца 1930 года:
Первая фаза. При вставленном магазине взводится затвор (либо за рукоятку затвора слева, либо за основание мушки). Поворотом или перемещением селектора режима огня устанавливается автоматическая или одиночная стрельба. Отводимый назад затвор при помощи скользящего зацепа поршня (15,13) под воздействием пластинчатой пружины (14) сцепляется со штоком пневматического поршня (18) за кольцевой паз (19). В крайнем положении затвора из-под торцевой крышки амортизатора выступает винт регулировки впуска воздуха (23) в рабочую полость пневматического цилиндра (16). Регулировкой винта (23) устанавливается величина зазора между коническим концом (28) и коническим посадочным седлом (29) в поршне (17). Тем самым изменяется скорость и давление воздуха поступающего в полость пневматического цилиндра (16).
Вторая фаза. Рукоятка взведения перемещается вперед, а кожух-затвор (9) под воздействием возвратно-боевой пружины (10) двигаясь вперед становится на подпружиненное шептало (5) ударно-спускового механизма. При этом сцепленный с пневматическим амортизатором затвор (11) двигаясь вперед скользит нижней частью зацепа (13) по скошенной поверхность рамы (32). Зацеп (15,13) преодолевая усилие пластинчатой пружины (14) перемещается вверх расцепляется со штоком поршня (18). Поршень амортизатора (17) остается прижатым к поверхности передней части рабочей полости цилиндра (24).
Третья фаза. При нажатии на спусковой крючок (4) кожух-затвор (9) двигаясь вперед досылает патрон в патронник из магазина и посредством неподвижного бойка на зеркале затвора производит накол капсюля патрона и выстрел. Под воздействием отката затвора (9) по направляющим рамы (2) происходит извлечение и удаление стрелянной гильзы зацепом экстрактора на кожухе-затворе. Задняя часть затвора (11) перемещаясь назад оказывает воздействие на конец штока поршня (18) так же смещая его назад. Через канал (30) в регулировочном винте (23) поступающий воздух пройдя через канал в штоке поршня (20) поступает в рабочую полость цилиндра амортизатора (16). Воздух так же поступает через плавающий обратный клапан (21,22) ввинченный в поршень амортизатора (17). На поверхности плавающего клапана выполнены продольные пазы (26) для свободного прохождения втягиваемого через отверстия (25,27) потока воздуха. В этой же фазе происходит сцепление задней части затвора (11) со скользящим зацепом поршня (15,13). Под воздействием пластинчатой пружины (14) опускающийся вниз зацеп (13) скользя по скошенной поверхности рамы (32) сцепляется крюком (15) со штоком пневматического поршня (18) за кольцевой паз (19). Сцепленные кожух-затвор (9) и шток поршня пневматического амортизатора (17,18) доходят до крайнего заднего положения. Из торцевой крышки становится виден выступающий винт регулировки впуска воздуха (23).
Четвертая фаза. Подвижный кожух-затвор (9,11) Сцепленный с пневматическим амортизатором под воздействием возвратно-боевой пружины (10) возвращается вперед. Поток воздуха из полости пневматического амортизатора (16) выходит из канала (30) в винте регулировки впуска воздуха (23). Плавающий обратный клапан (21) на этот момент перекрывает впускное отверстие (25). Скорость движения кожуха-затвора (9) снижается до момента расцепления со штоком поршня пневматического амортизатора (18). Нижняя часть крюка зацепа (13) взаимодействуя по скошенной поверхность рамы (32) снова перемещает крюк зацепа поршня вверх и преодолев сопротивление пружины (14) расцепляется со штоком пневматического поршня (18). Поршень амортизатора (17) остаётся прижатым к поверхности передней части рабочей полости цилиндра (24). Затвор (9) становится на шептало (5) при полуавтоматическом режиме или продолжает цикл перезарядки и выстрела при автоматическом.

Идея сцепления затвора и штока поршня посредством подвижного поднимающегося крюка была первоначально разработана как система предохранения от преждевременного накола капсюля при незакрытом затворе в «пулеметах со свободным затвором» (японский патент № 86829 от 23.05.1930 года).
Экспериментальный пистолет-пулемет Тип I образца 1930 года пройдя ряд предварительных испытаний на стрелковом полигоне Футцу в силу конструктивных недостатков пневматического амортизатора остался опытным изделием.
Склонность к запылению и засорению твердыми частицами через отверстие в торцевой крышке, попадание капель масла со струей воздуха в лицо стрелка, сложность регулировки (только в крайнем заднем положении затвора), не постоянство настройки пневматического амортизатора (изменялось от степени загрязнения поршня и рабочей полости цилиндра), и пропуск подачи патронов с осечками привели к существенной переделке конструкции.
Количество изготовленных единиц на конец 1935 финансового года оценивается до 4 штук.

Описание конструкции экспериментального пистолета-пулемета Тип I К.Намбу обр.1930 года.

  1. Ствол с внешним поперечными ребрами на поверхности для охлаждения.

  2. Ствольная коробка.

  3. Рукоятка управления огнем служащая горловиной магазина.

  4. Спусковой крючок.

  5. Подпружиненное шептало.

  6. Спусковая скоба.

  7. Поперечный пин крепления приклада к раме.

  8. Приклад.

  9. Подвижный кожух-затвор.

  10. Возвратно-боевая пружина.

  11. Задняя часть затвора.

  12. Поперечный пин соединения затвора и внутреннего разобщающего механизма.

  13. Нижняя часть зацепа поршня.

  14. Пластинчатая пружина зацепа.

  15. Крюк зацепа поршня.

  16. Рабочая полость цилиндра амортизатора.

  17. Поршень амортизатора.

  18. Шток поршня.

  19. Кольцевой паз на штоке поршня для зацепа крюком.

  20. Канал внутри штока для прохождения воздуха.

  21. Плавающий обратный клапан.

  22. Ввинчивающийся в тарелку поршня стакан плавающего клапана.

  23. Винт регулировки впуска воздуха.

  24. Передняя часть рабочей полости цилиндра.

  25. Впускное отверстие плавающего клапана.

  26. Продольные пазы на поверхности плавающего клапана.

  27. Выпускное отверстие плавающего клапана.

  28. Конический конец регулировочного винта.

  29. Коническое посадочное седло в поршне.

  30. Канал внутри винта регулировки впуска воздуха.

  31. Зазор между поверхностью затвора и рамой.

  32. Поверхность рамы.

Идея сцепления затвора и штока поршня посредством подвижного поднимающегося крюка была первоначально разработана как система предохранения от преждевременного накола капсюля при незакрытом затворе в «пулеметах со свободным затвором» (японский патент № 86829 от 23.05.1930 года).
Экспериментальный пистолет-пулемет Тип I образца 1930 года пройдя ряд предварительных испытаний на стрелковом полигоне Футцу в силу конструктивных недостатков пневматического амортизатора остался опытным изделием.
Склонность к запылению и засорению твердыми частицами через отверстие в торцевой крышке, попадание капель масла со струей воздуха в лицо стрелка, сложность регулировки (только в крайнем заднем положении затвора), не постоянство настройки пневматического амортизатора (изменялось от степени загрязнения поршня и рабочей полости цилиндра), и пропуск подачи патронов с осечками привели к существенной переделке конструкции.
Количество изготовленных единиц на конец 1935 финансового года оценивается до 4 штук.

ТТХ пистолета-пулемета Тип I (Shisei is–gata kikauu tanjuu) 試製一型機関短銃 образца 1930 года, калибр 8х21мм Намбу, рожковый 50 патронный магазин, общая длинна 620 мм., длинна ствола 230 мм, скорострельность 300-600 выстрелов в минуту, вес 2800 гр., прицел секторный до 600 метров.

копирайт на текст © Цвершиц Андрей / lautlesen.livejournal.com



Отредактировано 30.12.2018г.
Tags: Японский экспериментальный ПП, пп Тип I
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments