lautlesen (lautlesen) wrote,
lautlesen
lautlesen

Диверсанты-парашютисты японской армии. Гиретсу кутетай. (Часть 1)

Ранее опубликованная на сайте Warspot статья "Гиретсу Кутейтай: героические десантники" авт. Цвершиц Андрей
Нередактированнная полная версия.


Диверсанты-парашютисты японской армии. Гиретсу кутетай.

Реорганизация частей парашютистов императорской армии.
В ноябре 1944 года японские парашютные части Императорской армии были преобразованы в 1-ю воздушно-десантную дивизию Дай-1 Тейшин Шудан ( 1 挺進集団) наибольшая общая численность составляла около 5575 человек. (В планах командования планировалось расширение состава до 12000 человек).
Дивизия в свою очередь состояла из двух бригад «воздушного штурмового десанта» или десантников-штурмовиков Дай-1 Тейшин Дан ( 1 挺進団) подчиняющийся дивизии (Дай-1 Тейшин Шудан), и Дай-2 Тейшин Дан ( 2 挺進団) находящийся в подчинении воздушной армии. В каждой бригаде находилось по 1475 человек подразделенных на командный состав и два полка (Тейшин Рентай). Численный состав бригад мог быть увеличен за счет вспомогательных и технических служб до 2475 человек.
Десантный (или рейдовый) полк Тейшин Рентай (挺進連隊) состоял из командного состава, трех пехотных рот, группы огневой поддержки (тяжелые пулеметы) и подразделения связи общая численность полка от 700 до 816 человек. При необходимости в состав полка включались другие подразделения, такие как штурмовые саперные.
Одновременно с Дай-1 Тейшин Шудан создана постоянная авиационная бригада Тейшин Хикодан (挺進飛行団) из двух транспортных эскадрилий, полка пилотов планеров и бригадного узла связи.
Для увеличения количества требующихся транспортных самолетов и повышения координации между эскадрильями (до 3-х эскадрилий) выделялась структура авиационного полка авиабазы Тейшин Хико Сентай (挺進飛行戦隊), к которой временно присоединялись транспортные самолеты из военно-воздушных сил армии.
Реорганизация была продиктована необходимостью пересмотра области применения и тактики парашютно-десантных частей (с захвата и удержания стратегически важных объектов к рейдово-диверсионной в тылу противника), а также в результате понесенных безвозвратных потерь в продолжавшейся на этот момент битвы за Филиппины.
 Отправленные на Лусон парашютно-десантные подразделения  под командование генерал-майора Цукада Рикичи были утеряны при транспортировке морем (19 декабря 1944 года при торпедировании авианосца «Унрю» было спасено всего 9 человек из 1-й роты 1-й бригады Тенсин Рентай, и 3 человека из 1-й эскадрильи транспортировки и 1-го полка планерного десанта, всего потеряно 842 человека), а также в боях при обороне и отступлении с аэродрома Кларк Филд с 8 января по 2 сентября 1945 года (из 750 человек из состава 2-го полка Тейшин Рентай, 1-й роты саперов-десантников, 1-го взвода пулеметчиков, отделения связи и 2-го полка планерного десанта осталось не более 100 человек).


Создание подразделения Гиретсу кутейтай. 義烈空挺隊.Цель Сайпан.

Фото 1 Отряд Гиретсу групповая фотография
Захват американской армией Марианских островов (Гуам, Таниан, Сайпан) в период с июня по август 1944 года привел к новому этапу войны на Тихом океане. Захваченные у японцев аэродромы после перестройки позволяли тяжелым бомбардировщикам ВВС США В-29 осуществлять регулярные вылеты и бомбардировку собственно городов Японии.
С этих баз на Марианских островах 24 ноября 1944 года был произведен первых массовый налет на Токио бомбардировщиками В-29. Ущерб столице был меньшим эффектом чем морально-психологическое воздействие на население Империи.
С 26 по 30 декабря 1944 года от Генерального Штаба поступают ряд приказов и распоряжений для 6-й воздушной армии (на тот момент дислоцированной на Тайване и Окинаве) по организации плана «Ретсу-сакусен». До 26 декабря 1944 года 6-я воздушная армия называлась «армейские летные школы» преобразованных в авиадивизион, который был подчинен (с 8 августа 1944 года) командующему армейских ВВС.
План «Ретсу-сакусен» ставил задачу проведения рейдов силами армейской авиации с целью нейтрализации новой угрозы метрополии и столице.
Выполняемые с 2 ноября 1944 года отдельные налеты японской бомбардировочной авиации армии и флота против строящихся аэродромов и баз имели непостоянный характер. Не смотря на победные рапорты эскадрилий и Императорского генерального штаба количество выведенных из стоя американских бомбардировщиков на Сайпан и Таниан оставалось низким. (В итоге потеряв 37 самолетов японская армия и флот смогли уничтожить 11 бомбардировщиков В-29 и повредить 43).



Цели на Марианских островах - В-29.
Новыми директивами штаба с начала декабря 1944 года устанавливался организационный план рейдов бомбардировочной авиации с аэродромов Иводзимы (для увеличения единовременной пропускной способности аэродромов в срочном порядке строился «Аэродром №3»).

Карта Иводзимы.
Для долговременного нарушения активности вылетов американской авиации с баз Сайпана и Таниана, а также проведения акций саботажа было решено произвести высадку диверсионных групп на парашютах в тыл противнику (способ десантирования был изменен на посадку самолетов на фюзеляж для возможности блокирования взлетно-посадочных полос). Целью операций поставленных парашютно-десантным частям армии (флот планировал самостоятельные действия) было выведение из строя техники и оборудования аэродромов на длительное время. Учитывая дальность нахождения объектов для атаки и характер операции эвакуация и возвращение диверсантов были невозможны. По выполнении основной задачи диверсионные группы должны были перейти к самостоятельным партизанским действиям против частей союзников в отрыве от снабжения.
В качестве транспортировочных самолетов предполагалось использование устаревших самолетов приписанных к летным школам армии на Тайване и Окинаве. На этом основании 20 июля 1944 года организуются три эскадрильи:
· 2-я отдельная эскадрилья (летная школа армии в Хамамацу), бомбардировщики тип 97,
· 3-я отдельная эскадрилья (летная школа армии в Хокота), разведчики тип 100,
· 4-я отдельная эскадрилья (летная школа армии в Симадзу), разведчики тип 100.
30 ноября 1944 года с согласия генерал-лейтенанта Мичихиро Сугавара из состава 1-й бригады Тейшин Дан (1-го полка ТейшинРентай4-й роты) выделяется первая специальная группа под командованием Мичиро Окуямы (командира саперной роты бригады), по его инициативе в дальнейшем этой группе присвоено наименование Гиретсу Кутейтай (義烈空挺隊 - версии перевода с японского "Героический воздушно-десантный корпус" или «Праведности воздушно-десантный корпус»).

Фото 2 Окуяма Мичиро 24 мая 1945 года
Первоначальной целью для этой группы были бомбардировщики В-29 размещенные на аэродроме Аслито острова Сайпан. Капитаном Окуяма Мичиро был проведен отбор из числа вызвавшихся добровольцами 126 человек из его собственной роты саперов и парашютистов1-й бригады Тейшин Дан(1-го полка 4-й роты) всего 126 человек.
При формировании специальной группы в ее состав были включены двое кадровых офицеров разведки (один в звании лейтенант) закончивших обучение в основной школе Накано в Токио, шесть офицеров армейской разведки (выпускники ноября 1944 года филиала школы Накано в Футаматамачи) прикомандированных из штаба армии в Омотои две радистов-шифровальщиков из школы Накано прошедших подготовку в качестве парашютистов.
Участие офицеров разведки из школы Накано в формировании и обучении группы Окуямы было необходимо так как начиная с конца 1943 года в ведении армейской разведки входили задачи по подготовке постоянных рейдовых подразделений или партизанских отрядов в тылу союзников на южных островах Тихого океана (с августа 1944 года в ведении филиала «Школа Накано двусторонней подготовки» в Футоматамачи, префектура Сидзуока). Их задачей было установление связи с разрозненными группами японских солдат оставшихся на захваченном американцами Сайпане, и реорганизация этих подразделений в постоянные партизанские отряды.
В итоге численный состав группы увеличился до 136 человек.
Тренировки и обучение группы проводились с 5 декабря 1944 года в Академии Воздушных сил армии вблизи Сайтаме, префектура Ирума. Для тренировок по установке взрывных устройств был предоставлен специально изготовленный полноразмерный макет бомбардировщика В-29.


Фото 3 и Фото 4 Макет бомбардировщика В-29. Сайтама, префектура Ирума
К середине декабря закреплённая за отрядом 3-я отдельная авиаэскадрилья под командованием капитана Сувабе Чуичи в количестве 32 человек на 16 бомбардировщиках Mitsubisi Ki-21IIbis (армейский бомбардировщик тип 97 «Sally») перебазируется на аэродром Хамамацу. На бомбардировщиках снято все оборонительное вооружение, и переоборудовано внутренняя часть под размещение десанта до 12 человек со снаряжением (заблокированы бомболюки и установлены подвесные брезентовые сидения).
Кроме своих обязанностей по пилотированию члены экипажей ускоренно обучаются тактике наземного боя и навыкам обращения с взрывчаткой.
17 декабря 1944 года объединенным в один отряд на аэродроме Хамамацу группам добровольцев Окуямы (126 человек), армейской разведки Накано (10 человек) и 3-й отдельной эскадрильи Сувабе (32 человека) присваивается название «Гиретсу кутейтай» (義烈空挺隊), всего в составе 168 человек.
22 декабря 1944 года в ночное время перед представителями штаба выполняется демонстрация готовности отряда выполнить приказ. Совершив короткую перебежку группа диверсантов произвела закладку взрывчатки на основание крыла списанного Ki-21, исполнила отход группы и подрыв объекта.






Фото 5 - 10 Показательный подрыв учебной цели
Заявившим о готовности отрядом планируется в ночь на 24 декабря 1944 года совершить десантную операцию на Сайпан аэродром Аслито. Однако командование ВВС армии отменяет вылет отряда, так как 3-я эскадрилья имеет малый опыт управления бомбардировщиками Ki-21 ночью (до этого пилоты обучались управлению армейскими разведчиками тип 100 Ki-46), и на большей части бомбардировщиков отсутствовали навигационные приборы (самолеты предназначались для дневных перелетов и атак камикадзе в составе группы).
Операция переносится на 13 января 1945 года. Отрядом продолжаются совместные тренировки на аэродроме Хамамацу.
К этому времени в результате постоянных налетов бомбардировочной авиации США (первые с 5 по 8 ноября бомбардировщиками, а 8 декабря и обстрелом с крейсеров) на аэродромы Иводзимы (действующие №1 и №2 и строящийся №3) с целью прекращения налетов японской авиации на Марианские острова была повреждена инфраструктура (топливные хранилища и взлетные полосы) баз Иводзимы. Последующие ежедневные налеты с 8 декабря 1944 по 15 февраля 1945 года американской авиации не давали возможность использовать японской армии аэродромы Иводзимы для операций на Сайпане. Это привело 27 января 1945 года к окончательной отмене задания для отряда Гиретсу, и подобных ему соединений армии и флота.

Новая цель Иводзима.
Группа добровольцев капитана Окуямы из отряда Гиретсу кутейтай выведена командованием 6-й воздушной армии в резерв и снова вернулась в префектуру Миядзаки (селение Карасебару), где были продолжены упорные тренировки диверсантов.
19 февраля 1945 года американскими военными начата высадка морской пехоты на Иводзиме. В связи с угрозой потери острова и его аэродромов штабом воздушной армии было принято решение задействовать отряд Гиретсу для высадки на захваченный американцами на Иводзиме «Аэродром №1».
8 марта 1945 года личный состав отряда Гиретсу прибыл из Тарухары в префектуру Ибараки на аэродром Цукуба. Капитан Окуяма появится в штаб-квартире воздушной армии для получения распоряжений и приказов по выполнению плана атаки.
10 марта 1945 года американская стратегическая бомбардировочная авиация (334 бомбардировщика B-29) осуществляет налет на Токио, это приводит к отмене и задержке подготовки ряда операций на Южном фронте вызванные необходимостью изменения планов штаба армии.
17 марта 1945 года прерывается радиосвязь с генерал-лейтенантом Тадамити Курибаяси на Иводзиме (в этот же день американская армия достигает северной точки острова – Китанохана). В связи с потерей возможности координировать атаку бомбардировщиков и высадку диверсантов на остров 21 марта 1945 года принимается решение отменить операцию. (В ночь с 25 на 26 марта японской стороной была проведена последняя организованная атака на американские позиции).
Группа капитана Окуямы из отряда Гиретсу кутейтай снова выведена в резерв и отправлена в Карасебару (префектура Миядзаки), а 3-я отдельная эскадрилья перебазирована на аэродром Хамамацу.

Подготовка высадки на Окинаву.
1 апреля 1945 года американская армия осуществляет высадку на Окинаве в рамках операции «Айсберг». В ходе наземной операции 10-й армии США под контролем американцев оказываются японские аэродромы Ёмитан и Кадена. С этих аэродромов взлетающие истребители и бомбардировщики оказывали эффективное противодействие атакам японских воздушных сил армии и флота. Срывая атаки камикадзе на флот союзников истребители с аэродромов Ёмитан и Кадена поддерживали наступательные действия 6-й дивизии морской пехоты США на севере Окинавы и 24-го корпуса на юге.

Фото 11 Карта Южной части Окинавы
В рамках поддержки массовой атаки самолетов корпуса «специальных атак» (камикадзе) «Кикусуй №7» против 5-го флота ВМС США была спланирована серия атак на корабли радиолокационного дозора и аэродромы истребительной авиации. Последующие атаки на американские транспортные корабли самолетами-камикадзе и бомбардировщиками армии и флота позволили бы перейти 32-й японской армии в наступление и нанести поражение противнику (всего планировался вылет 180 самолетов-камикадзе и 30 обычных бомбардировщиков, часть с управляемыми бомбами Ока). Ключевым этапом осуществления этого плана был захват или временное выведение из активных действий аэродромов Ёмитан и Кадена находящихся под контролем американцев (по японским обозначениям Северный и Средний (или Центральный).
2 мая 1945 года отряд Гиретсу кутейтай полностью передается в распоряжение 6-й воздушной армии для наступательной операций на Окинаве. Уже 3 мая капитан Окуяма получает предписание явиться в штаб 6-й воздушной армии для получения ознакомления с приказом и предварительным планом.
8 мая 1945 года закончив проработку плана совместных действий в штабе воздушного флота капитан Окуяма прибывает в Карасебару к своему подразделению.
Согласно плана штаба 6-й воздушной армии отряд Гиретсу выполняет свою задачу в тесном взаимодействии с атаками истребительной и бомбардировочной авиации, а также с корпусом «специальных атак» (камикадзе):
«1. Отряд Гиретсу покидает аэродром Кумамото на закате дня Х (время вылета 18.00), пролетев на очень низкой высоте над морем около 770 км зайдя с северно-западного направления (в 23.20) группа из 8 самолетов заходит на Северный аэродром (Ёмитан), часть отряда на 4 самолетах выходит на Средний аэродром (Кадена). Экипажи самолетов производят принудительную посадку на взлетно-посадочные полосы аэродромов.
2. После принудительной посадки отряду немедленно приступить к подрыву вражеских самолетов, мест складирования боеприпасов и других объектов. Кроме этого при возможности отряд рассредоточивается вблизи аэродрома и препятствует дальнейшему использованию врагом аэропорта.
3. Третья отдельная эскадрилья и ее экипажи отвечают за отряд капитана Окуямы до момента приземления. После приземления члены экипажей самолетов переходят в состав отряда Гиретсу под командование капитана Окуямы.
4.  Действия других подразделений участвующих в операции.
(1) Истребители прикрытия производят вылеты в заданные районы и атаки на протяжении всего светового дня до заката прикрывая наземную операцию.
(2) Тяжелые бомбардировщики выполняют атаки на Северный и Серединный аэродромы за 30 минут до посадки десанта. Один борт выбрасывает груз из полос алюминиевой фольги и осветительных бомб над мысом Дзампамисаки, для создания ложных целей радарным установкам и отвлечения противника.
Изменения в планах действий допускается согласно складывающейся ситуации.»

На 13 мая 1945 года японской армейской разведкой подтверждено что на захваченных и используемых американцами двух аэродромах Окинавы находятся до 150 самолетов противника. Перехват японских самолетов осуществляется радиолокационным дозором и в основном истребителями с аэродрома Ёмитан (Северный).
3-я отдельная эскадрилья получает приказ переместиться с аэродрома Хамамацу на аэродром Кенгун. Объявлена готовность на выполнение вылета на 18 мая.
Командование 6-й воздушной армии переносит дату выполнения операции на 21 мая, с возможным смещением даты по метеоусловиям на 22 мая. Следует новый приказ о продлении даты вылета отряда на 23 мая 1945 года.

План операции на Окинаве.
План атаки отряда Гиретсу кутейтай (документ хранится в архиве военной истории Министерства обороны, исходный текст написан кандзи капитаном Окуяма Мичиро)

Фото 12 Схема и расчетное время полета на Окинаву отряда Гиретсу

Фото 13 План и рапорт капитана Окуямы
1.Подготовка к атаке.
Войска противника подвергаются предварительной атаке с бомбардировщиков и истребителей на указанных двух целях в день X, указанное время Y . Отряд основными силами производит принудительную посадку на Северном аэродроме занятом врагами. Часть отряда выполняет отвлекающую атаку на Серединном аэродроме.
Отряды выполняют подрывы всех доступных объектов. После этого личный состав отряда переходит к проведению атак, нарушает работу вражеской летной базы на длительное время, и делает общую стратегию совместной операции (атаки на флот США) выгодной.

Фото 14 Аэродром Ёмитан

Фото 15 Аэродром Кадена после бомбардировки
2.Выполнение атаки.
(1) Первая фаза атаки (аэродромы Ёмитан, Кадена и прилегающая территория)
A. Руководящие принципы действий.
(A) В течении дня X, во время Y, наш отряд совершит вынужденную посадку на средину летного поля с восемью основными самолетами, подразделением акцентировано внимание на уничтожение самолетов противника и складов боеприпасов в этом районе.
(B) Затем членам отряда на Северной авиабазе атаковать административное здание около посадочного поля, так же немедленно атакуйте и уничтожайте базу противника.
Атакуйте смотровую башню.
(C) Сразу после приземления отряду атаковать штаб-квартиру противника, станции радиосвязи с выведением из строя оборудования, уничтожайте высокопоставленных офицеров и персонал командного центра.
(D) После этого отряд расширяет боевые действия в направлении побережья и выдвигается в точку сбора вблизи места посадки.
(E) Отряд высадившийся на Серединном аэродроме (Кадена) после принудительной посадки, делает упор на уничтожение самолетов противника, а также выдвигается к пункту сбора в заданном районе, направление выдвижения в сторону побережья.
(F) Даже в случае высадки за пределы запланированной взлетно-посадочной полосы отрядам произвести выход в район выполнения задания и стремиться завершить поставленные задачи.
(G) Если отряд достигает своей цели (уничтожение объектов и авиации противника после бомбардировки), производится немедленный уход из района операции на Северном аэродроме по направлению к восточной долине Тохоку, ориентир высота 220.3, время выполнения отхода определяется до второго срока (указанного ниже).
После выполнения отхода произвести перегруппировку (и быть готовым к дальнейшим боевым действиям). Ожидается, что время вывода отряда после сбора будет в условленное время (день X + 1 день и время Y + 6 часов), а для распознавания служит синяя подсветка.
(H) 3-я отдельная авиаэскадрилья. Экипажи восьми транспортных самолетов будут назначены перед вылетом и будут сражаться вместе с каждым отрядом.
Распределение целей для отрядов (повзводно).
 (A) Отряд атаки на Северный аэродром (Ёмитан).
       Командир капитан ОкуямаМичиро
Командное отделения (10 человек)
1-й взвод (младший лейтенант Уцуки),
2-й взвод (младший лейтенант Сугета),
5-й взвод (лейтенант Ямада),
      Отдельный отряд разведки (6 человек из армейской разведки)
 (B) Отряд атаки Среднего аэродрома (Кадена).
       Командир капитан Ватанабе
3-й взвод (капитан Ватанабе),
4-й взвод (младший лейтенант Мураками).

(2) Вторая фаза атаки (Переход к рейдовым действиям).
A. Руководящие принципы действий.
(A) В направлении возвышенностей 220.3 ~ 160,0 организовываете временные базы (точки сбора) в восточной долине Хигашигава, направление перемещения (как групп так и отдельных десантников) от аэродромов  Северный  и Среднего, после организованного нападения. Для поддержания дезорганизации противника на аэродроме при отходе продолжать обстрел противника на аэродромах, затрудняя его восстановительные работы.   
(B) Занятые армией (32-й японской армией) области указаны в прилагаемом листе в нижней части страницы
(C) Порядок отхода (в японском документе отсутствует термин «отход» и указывается «атака» или «атака в район»).
a.В направлении возвышенностей220.3 ~ 160,0. Продвигайтесь по линии высокогорных районов и северной части Китагава, и отходите от Северного и Среднего аэродрома к центру общего сбора.
b. Результаты отрядов в зонах атаки отнести к итогам первой фазы операции (атака-отход с аэродромов), но детали основаны дальнейших действий на текущих инструкциях (сбор-перегруппировка-отход из зоны операции).
(D) Время отхода определяется в соответствии с подходом к месту сбора и готовностью отряда, но в соответствии с временным промежутком около дня высадки X + 3 дня или позже, а время суток - ночное.
(E) Дополнительными целями остаются–транспортные средства по перевозке поврежденных самолетов, места складирования топлива, боеприпасов и военных материалов..
(F) В отношении скрытности особое внимание уделяется секретности точек сбора и маскировки позиции, в частности
(G) Контакты.
Отрядам обеспечить связь между каждой командой по взаимной связи (радиосвязь) в соответствии с инструкциями.
а) Место контакта (сбора). Кубо, южная сторона, 200 м участка утеса Хигашибата (Восточный), восточный район реки Хиягава, вверх по течению.
в) Время контакта (сбора). 1 час после заката, в промежутке за 1 час до восхода солнца. Радиосвязь используется с 01.00 до 02.00.
с) Требования к связным. Отправляется одно контактное лицо для каждого взвода и передаются отчеты по каждой команде.
(H) Питание. Проводите самостоятельный сбор продуктов и съестных припасов на местности для каждого взвода в отдельности, сберегайте как можно большее количество, сохраняйте выносливость и боеготовность.
(I) Устанавливайте связь с командным подразделением или частями армии, от которых ожидается немедленное взаимодействие с операцией.
3.Контакты
(1) Приоритет отдачи команд за капитаном Окуямой.
(2) Сигналы распознавания при помощи сигналов «точка-тире».
(3) Во главе отрядов при продвижении должен находиться сигнальщик.
(4) Сигнал местоположения (при передвижении) – синий.
(5) Передача сигналов при помощи фонаря со светофильтром, сигнал "точка-тире".
(6) Сигнал местоположения (после приземления) командирам отряда – красный.
(7) Условия и требования по радиосвязи в отдельной инструкции. (Для обеспечения скрытности отряд может выходить на радиосвязь только 3 раза: во время смены целей · по прибытие на главный остров · при десантировании).

«Каждый участник отряда Гиретсу должен выполнять задание даже если получил смертельное ранение» Окуяма Мичиро


                                                                                              Июнь-Сентябрь 2018 года.
                                                                                                Цвершиц Андрей
(продолжение следует)

Tags: Японские диверсионные спецподразделения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments