lautlesen (lautlesen) wrote,
lautlesen
lautlesen

Диверсанты-парашютисты японской армии. Гиретсу кутетай. (Часть 4)

Ранее опубликованная на сайте Warspot статья "Гиретсу Кутейтай: героические десантники" авт. Цвершиц Андрей
Нередактированнная полная версия.


Диверсанты-парашютисты японской армии. Гиретсу кутетай. (Часть 4).
(окончание)
Американские военные архивы.
24 мая 1945 года. 21.20-21.25. Корабли радиолокационного дозора и наземные посты обнаруживают приближение нескольких групп воздушных целей с северного и северо-восточного направления. Японские бомбардировщики и истребители атакуют корабли и наземные ПВО в районах Ёмитан и Кадена. Большая часть бомб сброшенных на аэродром Ёмитан не попадает в цель.

Средствами ПВО сбито 11 атакующих бомбардировщиков. Среди сбитых в последующие полчаса оказались два транспортных самолета шедших на Ёмитан (включая №1. бортовой номер: 4484, на котором находился командир подразделения капитан Окуяма) и два последних самолета предназначенных для атаки на Кадена. Сбитые бомбардировщики и транспортники падают в море не долетев до береговой линии Нагуши.

Фото 59 Борт 6546 на аэродроме Ёмитан. Погибший диверсант в носой части самолета.
24 мая 1945 года. 22.25-22.30. Группа из 5 самолетов Ки-21 IIbis прошла над аэродромной полосой базы Ёмитан на низкой высоте со стороны острова Иедзима (север, северо-запад). Два из них сбиты и упали вне аэродрома и загорелись. Еще два транспорта получив попадания от зенитных орудий падают на краю летного поля, обломки и части крыла одного задевают зенитный автомат с расчетом (погибают два американских артиллериста). Среди обломков фюзеляжа транспортного самолета (предположительно № 7. бортовой номер: 6156) оказывается один выживший десантник, который открыл огонь по аэродромной охране.

Фото 60 Результат атаки аэродрома Ёмитан. Погибшие десантники
24 мая 1945 года. 22.30. Аэродром Ёмитан. На центральную полосу приземлился последний пятый транспортный Ки-21 IIbis бортовой номер 6546, который получил повреждения от зенитного огня и посадки на фюзеляж. Самолет с не выпущенными шасси остановился в 70 метрах от контрольной башни. При посадке трое десантников погибли, судя по ранениям от попаданий осколков зенитных снарядов, один десантник обнаружен в носовой части самолета, а два других на полу салона. Оставшиеся девять десантников и двое пилотов высадились и рассредоточившись по аэродрому Ёмитан вступили в перестрелку с охраной. Используя подрывные и зажигательные заряды приступили к уничтожению рядом стоящих самолетов на площадках и открыто размещенных складов.

Фото 61 Результат атаки аэродрома Ёмитан. Погибший десантник
25 мая 1945 года. 08.00. Аэродром Ёмитан полностью закрыт для полетов. Взлетно-посадочная полоса временно непригодна для эксплуатации из-за разбросанных обломков.
25 мая 1945 года. 12.55. Аэродром Ёмитан, в направлении мыса Дзанпамисаки, в перелеске американским поисковым отрядом обнаружен и застрелен последний десантник.

Фото 62 Полосы алюминиевой фольги на мысе Дзампамисаки
В результате действий диверсионной группы были уничтожены 7 самолетов (истребители F4U – 2 единицы, транспортные самолеты С – 4 единицы, бомбардировщик РВ4Y-2 – 1 единица), получили повреждение 26 самолетов (бомбардировщик В-24 – 1 единица, истребители F4U – 22 единицы, истребитель F4F – 3 единицы). Подожжены и уничтожены два склада из 600 бочек авиационного топлива общим объемом 70000 галлонов. Часть ущерба и ранений нанесена беспорядочной и неизбирательной стрельбой американских военнослужащих из аэродромной охраны и наземных служб.

Фото 63 Разбившийся и сгоревший самолет отряда



Фото 64-66 Хвостовая часть борта 6156. Тела погибших десантников
Вооруженные силы США потеряли 2 убитыми и 18 получили ранения. Проведенный 25-26 мая 1945 года американской похоронной командой сбор останков погибших японских десантников обнаружил всего 69 тел (из них 10 на вблизи мест диверсий, и 3 в транспортном самолете с бортовым номером 6549).
На телах некоторых японцев обнаружены следы суицида. Японской 6-й воздушной армией потеряны всего 99 человек из 168 членов отряда Гиретсу кутейтай. Капитан Окуяма Мичиро за успешную операцию был повышен в звании до майора, и в связи с его гибелью при выполнении задания присвоено звание полковник.
27 мая 1945 года. 14.10. Аэродром Ёмитан восстановлен для приема самолетов.

Операция «Кикусуй №7» по атаке американского флота не была выполнена полностью. Из 180 самолетов-камикадзе вылетело только 70. Произвести атаку смогли 24 самолета (по данным американских архивов – 13), заявлено что поразить цель смогли 12 самолетов. Было потоплено три корабля, еще пять получили серьезные повреждения и были исключены из списков, и один вышел из строя на срок более месяца.


Фото 67 и Фото 68 Результат атаки аэродрома Ёмитан
Из записей обороняющей Окинаву 32-й армии.
Подразделения японской армии не смогли продвинуться в район действия отряда Гиретсу. Не смотря на проведенные атаки на американские корабли поддержки и частичный вывод из строя аэродромов Северный и Средний. Перейти к наступательным действиям завязшей в обороне под Сюри 32 армии не удалось. Находящиеся в 20 километрах на горе Сюри армейские подразделения 24 мая наблюдали очаги пожаров на аэродроме Средний (Кадена). 
12 июня 1945 года. К частям 32 армии в окрестностях Гуситян (Яэсе, уезд Симадзири) вышел один из уцелевших отряда Гиретсу. Он доложил о выполнении задания отрядом. Имя, звание и номер самолета остались не известными.



Фото 69-71 Результат атаки аэродрома Ёмитан. Погибший десантник

Состав и номера бортов 3-й отдельной эскадрильи
№1. бортовой номер: 4484. Командир экипажа: Капитан Сувабе Чуичи (командир эскадрильи). Командир подразделения: Капитан Мичиро Окуяма (командир отряда). Количество людей на борту 14. Результат: сбит зенитной артиллерией, десант погиб включая четырех армейских разведчиков из «Школы Накано»;

№2. бортовой номер: 4132. Командир экипажа: младший лейтенант Тошио Сакай. Командир подразделения: лейтенант Уцуки Итсуро (ком.1-го взвода). Количество людей на борту 14. Результат: сбит зенитной артиллерией, десант погиб;

№3. бортовой номер: 4136. Командир экипажа: младший лейтенант Нидзима Юкио. Командир подразделения: младший лейтенант Ишияма Тошио. Количество людей на борту 14. Результат: сбит зенитной артиллерией, десант погиб;

№4. бортовой номер: 6546. Командир экипажа: лейтенант Мачида Ичиро. Командир подразделения: младший лейтенант Харада Нориаки. Количество людей на борту 14. Результат: посадка на аэродроме Ёмитан, погибли при перестрелке;

№5. бортовой номер: 4082. Командир экипажа: младший лейтенант Кикуя. Командир подразделения: младший лейтенант Сугета Суми(ком. 2-го взвода). Количество людей на борту 14. Результат: отказ двигателя самолета, возвращается на базу;

№ 6. бортовой номер: 4138. Командир экипажа: старшина Мацуо Кацуми. Командир подразделения: младший лейтенант Кадзивара Тецуки. Количество людей на борту 14.Результат: сбит зенитной артиллерией, десант погиб;

№ 7. бортовой номер: 6156. Командир экипажа: фельдфебель Накахара Масанори. Командир подразделения: младший лейтенант Минаката Тецузо. Количество людей на борту 14. Результат: сбит зенитной артиллерией, десант погиб, кроме одного человека;

№ 8. бортовой номер: 4475. Командир экипажа: сержант Огава Гунсо. Командир подразделения: лейтенант Ямада Масуо (ком. 5-го взвода). Количество людей на борту 14.Результат: отказ двигателя самолета, возвращается на базу;

№ 9. бортовой номер: 6547. Командир экипажа: лейтенант Кисано Масанобу. Командир подразделения: капитан Ватанабэ Тесио (ком. 3-го взвода). Количество людей на борту 14. Результат: сбит зенитной артиллерией, десант погиб;

№10. бортовой номер: 6001. Командир экипажа: старшина Оно. Командир подразделения: младший лейтенант Кумакура Дзюсаку. Количество людей на борту 14. Результат: отказ двигателя самолета, возвращается на базу;

№11. бортовой номер: 4161. Командир экипажа: старшина Ёшизава. Командир подразделения: лейтенант Нобуюки Мураками (ком.4-й взвод). Количество людей на борту 14. Результат: отказ двигателя самолета, возвращается на базу, один человек погиб во время посадки;

№ 12. бортовой номер: 4307. Командир экипажа: старшина Кимура Масао. Командир подразделения: младший лейтенант Ватанабэ Юсуке. Количество людей на борту14. Результат: сбит зенитной артиллерией, десант погиб.



Фото 72 и Фото 73 Результат атаки аэродрома Ёмитан

Другие операции диверсионных групп армии и флота в 1945 году.
Вторая десантная операция на Окинаве.
Результаты действий отряда Гиретсу были неверно оценены командованием 6-й воздушной армии как успешные (не взирая на потерю элитного парашютно-десантного отряда). Несколько месяцев спустя аэродромы на Окинаве должны были снова подвергнуться нападению.
Планируемая 6-й воздушной армией атака состояла в том, чтобы отправить двенадцать транспортных самолетовKi-59 (десант 8 человек) с буксируемым планером Ku-8. На планере размещались 20 десантников или груз из 20 мм зенитная автоматической пушки тип 98. Десант был набран из 1-го воздушно-танкового полка и 1-го полка воздушно-десантных артиллеристов. Командование отрядом поручено капитану Хироте Тошио.
В начале августа 1945 года подразделение было перемещено на аэродром Фусса вблизи Токио. Само выполнение операции запланировано на конец августа.
Выполнение операции было отменено в связи с капитуляцией Японии 15 августа 1945 года.
Операция «Цуруги» и «Кен-гоу-сакусен».
После армейской операции на Окинаве командование флотом в свою очередь разработало планы по созданию специальных диверсионных отрядов на основе воздушно-десантных частей морской пехоты Кайгун кутей для нападения на американские аэродромы в Марианских островах.
24 июня 1945 года был издан приказ о подготовке атаки на Сайпан с участием 30 бомбардировщиков Yokosuka P1Y «Frances» и 20 G4M «Betty» транспортирующих на борту военно-морских десантников. План операции получил предварительное наименование «Цуруги». Согласно плана операции бомбардировщики P1Y (специально оборудованные двадцатью 20мм пушками направленными вниз) предварительно обстреливают атакуемые аэродромы и бомбардируют их зажигательными бомбами малого калибра. G4M выполняют высадку десанта, который не взирая на потери уничтожает подрывными зарядами максимальное доступное количество бомбардировщиков B-29. В дальнейшем уцелевшие десантники переходят к партизанским действиям на острове в составе диверсионных отрядов «Отори».
Десантные отряды и экипажи G4M выбранные для посадки на Марианских островах, проводили интенсивную подготовку на базах в северном Хонсю.  Дата выполнения операции была установлена на 24 июля. Однако целенаправленные налеты 14 и 15 июля 1945 на места базирования японских самолетов бомбардировщиками флота США уничтожили многие из транспортных самолетов. В связи с потерями материальной части операция была отложена до августа.
Отсрочка операции «Цуруги» привела к пересмотру плана действий и увеличению количества участвующих в операции. К участию в операции подключилось армейское командование воздушным флотом.
В обновленном плане под названием «Кен-гоу-сакусен» задействованы в качестве транспортных самолетов 60 бомбардировщиков G4M. В состав десанта из 300 десантников флота из 101-го особого десантного отряда (базы Куре) и 105-го особого десантного отряда (базы Йокосука), а также 300 армейских десантников-штурмовиков из 1-го полка Тайшин Рентай 1-й бригады Дай-1 Тейшин Дан.
Планировалось что 1-я эскадрилья из 20 G4M будут доставлять 200 военно-морских десантников на Гуам.
2-я эскадрилья из 20 G4M транспортирует совместный отряд и 100 десантников военно-морских сил на северный аэродром Тиниан, и 100 армейских десантников-штурмовиков на южный аэродром Тиниан.
3-я эскадрилья 20 G4M отправляется с 200 армейскими десантниками-штурмовиками на Сайпан.
Предварительную бомбардировку целей производят 36 единиц P1Y оснащенных 800 килограммами бомб малого калибра на каждом самолете, а также обстрел 36 специальных P1Y оборудованными 20 мм пушками
В пересмотренном плане также предусматривается, что уцелевшие после операции бомбардировщики B-29 будут захвачены и отправлены в Японию. Это нападение должно было состояться с 19 по 23 августа 1945 года. Но радиоперехват и расшифровка сообщений штаба японского флота разведкой союзников установила места расположения японских бомбардировщиков и транспортных самолетов участвующих в операции против американских аэродромов на Марианских островах. 9 августа 1945 года последовал упреждающий удар авиации с авианосцев 38-я оперативной группы ВМС США по аэродромам базы Мисава на Хонсю, в результате были уничтожены 29 G4M и 20 P1Y. Хотя операция «Кен-гоу-сакусен» не была отменена после этого рейда, дата выполнения сместилась на поздний срок - 19 августа. Но капитуляция Японии 15 августа прекратила дальнейшую подготовку диверсионных отрядов.

Использованная литература.
Кеничи Танака «Цветок в большом небе - Полная история воздушно-десантных войск»1984
Кеничиро Оучи, ред. Ватанабе «Корпус специальных атак Токкотай» 2009
Масао Ямабе «Войска военно-морских десантников» 1956

                                                                                               Июнь-Сентябрь 2018 года.
                                                                                                 Цвершиц Андрей
Tags: Японские диверсионные спецподразделения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments