Авт. Цвершиц Андрей
Ночная атака отряда Оноды. «И враг бежал…»
В ночь со 2 на 3 марта 1945 года отряд японских военнослужащих из подразделений гарнизона острова и авиатехнического состава аэродрома Лубанг, по руководством второго лейтенанта Хироо Оноды, незаметно выдвинулся на передовой рубеж для решительного броска на позиции американцев. Надев каски и примкнув штыки японские солдаты в свете луны рассредоточились перед атакой.

Второй лейтенант Онода извлек свой меч и решительно отбросил пустые ножны:
«Я крепче сжал меч и пошел вперед. Мне не на что больше рассчитывать, кроме собственных сил».
Далее: «Выбросив ножны, я не подчинился приказам генерала Йокоямы. К тому же я пренебрег всем, чему нас учили в Футамате, о долге секретного агента. Вместо этого я вернулся к самоубийственной тактике, которой нас учили в офицерской школе. Я был молод, и потерял голову».

Но пройдя часть ранее простреливаемого американскими солдатами пространства и дойдя до рубежа обороны противника Онода обнаружил…
...что американцы не желая ввязываться в ночную перестрелку в зарослях на близком расстоянии и на узкой дороге за ранее отступили к подножию горного хребта.
Онода: «Я почувствовал одновременно досаду и облегчение. Мы быстро развернулись и пошли назад путем, которым пришли».
Так закончился один из немногочисленных боев второго лейтенанта Оноды с американскими военнослужащими.
(Забегая вперед всего «эпических битв» с Джи-Ай было еще две).
На обратном пути Онода проходя мимо тела рядового первого класса Муранаки отдал ему последние почести. Достав кинжал кайкен (семейную реликвию матушки Онода Тамаэ), второй лейтенант отрезает мизинец у покойника, чтобы отправить родственникам. (Тонкие традиции Древнего Востока).
Палец кладет себе во внутренний карман куртки.
Онода подбирает брошенные им ножны меча и отправляется за остальным отрядом.
Отступление отряда Оноды.
Утром 3 марта 1945 до условленного места (район Shingu point), где остановился отряд Оноды, добираются остатки подразделения береговой обороны капитана Тсукии. Объединенные группы начинают готовиться к дальнейшему перемещению в глубь джунглей дальше от сил противника в направлении юго-восток.
Онода решает лично провести предварительную разведку путей отхода. С собой он берет капрала Шоичи Симаду. Лейтенан Уено сообщает Оноде что из подразделения береговой обороны ранее уже направлен в разведку один солдат и дает его описание.
Планируется что Онода с капралом встретив разведчика и убедившись безопасности пути (либо ее части) отправят его за объединенным отрядом. Отряд следуя за разведчиком-проводником относительно безопасно пройдет часть дороги по хребту и начнет спуск с возвышенностей.

Перед уходом отряда к Оноде обращаются раненные которые не могли идти самостоятельно и их планировалось оставить. Всего 22 человека. Их единственной просьбой было: дать им взрывчатку чтобы покончить собой.
Онода, не долго думая, выдает им взрывчатку с запалом и канистру бензина.
Но просит раненых взамен послужить стране в последний раз, совершить подрыв когда противник приблизится к палатке.
На что ему они ответили: «Для нас все равно, придет враг или нет!»
Онода привел веский аргумент этим эгоистам: «Нам нужен какой-то способ узнать, пришел ли враг или нет».
Раненные согласились выполнить это задание.
Позднее Онода вернется на это место и обнаружит только огромную воронку на месте палатки с раненными.
Разведка Оноды и Симады. «Я знаю окрестности как все пять… все четыре пальца!...Где мы?»
День 3 марта 1945 года. Продвинувшись по пути на сравнительно небольшое расстояние Онода и Симада наталкиваются на разведчика из отряда береговой обороны. На вид это был подросток 17-18 лет. Он стоял в растерянности по среди зарослей не зная как именно ему выполнить задание. Возможно он в первые видел джунгли и не знал куда ему идти.
На вопрос Оноды видел ли он вражеских солдат разведчик ответил отрицательно.
Онода отдал ему приказ возвращаться на базу (место стоянки объединенного отряда) и сопроводить солдат до данной точки на местности. Затем разведчику надлежало идти вперед по указанному направлению до очередной встречи с Онодой.
Сам Онода и Симада отправятся вперед чтобы проверить максимальную часть пути до заката, займут оборонительный рубеж и будут ждать прихода разведчика.
Онода и Симада прошли не встретив следов противника два часа. Начинало уже темнеть.
Вечер 3 марта 1945 года. Так как закончилась вода было решено сойдя с дороги спуститься в лощину вниз 150 метров и поискать ручей. Когда Онода и Симада стали карабкаться обратно вверх по склону солнце уже село и стало темно.
Онода и Симада уже не видели друг друга и определяли местонахождение переговариваясь. Началось хождение в темноте по кругу. Онода принимает решение дождаться рассвета.
Утро 4 марта 1945 года. На рассвете Онода и Симада обнаружили место на склоне, где спускались. Поднявшись вверх по склону свозь заросли и деревья они обнаружили дорогу ведущую вдоль хребта… и американский разведывательный отряд стоящий не далее чем в тридцать метрах от них.
Из вооружения у второго лейтенанта Оноды было личное оружие («у меня - только мой пистолет и меч»), а у капрала Симады винтовка (Арисака тип 38), а также гранаты (тип 97).

Метнув в сторону противника две гранаты Онода и Симада не дожидаясь результата рванули вниз по склону в лощину. (Вторая битва Оноды с американцами.)
Свернув в северном направлении параллельному дороге на хребте Онода и Симада ползком направились в точку чуть ниже места, где должен находиться разведчик и приведенные им люди.
Место в лощине куда первоначально спустились Онода и Симада через тридцать минут оказалось накрытым минометным огнем. Два японца вжались в скалы на склоне укрываясь от осколков. Американцы полагали, что в лощине находится основной отряд и поспешили накрыть его из минометов. (Пока японцы куда-нибудь опять смело не отступили).

Обследуя местность вдоль дороги по хребту с востока на запад американское разведывательное подразделение натыкается на объединенный отряд в районе южнее Shingu point. Отряд приведенный разведчиком из береговой обороны расположился в зарослях и установил имеющиеся пулеметы. Всю ночь они прождали Оноду и Симаду.
А утром на японцев вышли американцы. Японские солдаты открыли огонь по противнику из пулеметов … и убили одного американца.
Американцы отошли на безопасное расстояние, и мины теперь накрывали возвышенность в зарослях которой прятались японцы.
Постепенно стрельба пошла на убыль, прекратился и минометный обстрел высоты.
Когда Онода и Симада поднялись на верх то не обнаружили капитана Тсукии и отряда.
Оставшиеся.
Тсукии приказал солдатам разделиться на две группы, одну он направил к Виго, а другую к Тилику.
Мнение Оноды и предварительная договоренность с ним не имели значение. Капитан Тсукии намеревался атаковать противника и умереть на поле боя. Но потом…
Онода решил вернуться к казармам у основания горы Амбулонг, чтобы собрать оставшиеся запасы продовольствия.
В этот день, 4 марта 1945 года, организованное сопротивление японского гарнизона на Лубанге прекратилось. Отдельные группы японских солдат разбрелись по джунглям и окрестностям в поисках пищи.
В последующие дни американцы предпринимают ряд операций по зачистке местности от сколько ни будь крупных отрядов японцев.
Командир гарнизона второй лейтенант Хаякава с последними десятью солдатами был атакован в верховьях реки Виго во время еды. Посты охранения не были выставлены, все были убиты.
Капитан Тсукии и 15-е отделение береговой обороны напали на американские казармы в Тилике. Их атака была отбита и японское отделение было рассеяно. Позднее остатки этой группы были выслежены у реки Виго, и окончательно уничтожены на южном побережье. К этому времени капитан Тсукии умер от болезни.
Лейтенант Уено и 16-е отделение береговой обороны продержались несколько дольше. Желая выполнить свой долг они так же атаковали Тилик, и так же безуспешно. Отойдя в южном направлении, после преследования американскими поисковыми командами, были либо убиты, либо пропали без вести.
В этот период на помощь американцам подключились местные жители, выполняющие функции проводников и разведчиков знакомых с особенностями окрестностей.
Постепенно к Оноде стали прибиваться отдельные солдаты из различных подразделений.
Продолжая держаться обособленно от второго лейтенанта они все же требовали выделения им рисового пайка на правах японских военнослужащих.
Всего японских солдат вышедших с Онодой осталось 20 человек. Из гарнизона острова (ранее под командованием Хаякавы) – 10 человек, из отряда авиатехнического обеспечения – 4 человека, из отделения воздушной разведки – 4 человека, и из моряков (швартовой команды в Тилике) – 2 человека.
Из младшего офицерского состава остались только капрал Симада и капрал Йошио Фудзита.
Хироо Онода наконец стал единственным японским офицером на острове Лубанг.
(продолжение следует)
копирайт на текст © Цвершиц Андрей / lautlesen.livejournal.com