Авт. Цвершиц Андрей.
Владивостокский трофей.

В ночь с 4 по 5 апреля 1920 года военные подразделения японских интервентов во Владивостоке, Хабаровске, Спасске и в других городах Дальнего Востока России атаковали гарнизоны и органы управления Временного правительства Дальневосточной республики. Поводом для активных действия японской армии стали события в 12-15 марта в Николаевске-на-Амуре (Николаевский инцидент). Конечной целью для японского командования было создание подконтрольной Японии колонии и полная анексия острова Сахалин.

5 апреля 1920 года во Владивостоке на улице Полтавской (ныне улица Лазо) возле Следственной комиссии стоял двубашенный броневик "ФИАТ-Омский" под бортовым номером "1".
Броневик застрял в грязи и после остановки двигателя был оставлен экипажем.
Практически сразу после обнаружения броневик №1 был взят под охрану японским отрядом.


Япоские солдаты позируют на фоне "ФИАТ-Омский" "двубашенного" типа с бортовым номером "1".
Улица Полтавская, 5 апреля 1920 года, Владивосток.
Данная модель броневика представляла собой единственную серийную модель выпускавшуюся для Сибирской армии адмирала Колчака с 1919 по 1920 год в Омске и Владивостоке.
Конструкция основывалась на шасси "ФИАТ тип 55" полученных из США омским правительством в количестве 15 штук. Двигатель бензиновый карбюраторный 72 л.с.
Различались две модели, раняя "первая" или "короткая" с одной башней (соответственно с одним пулеметом Максим), поздняя "вторая" или "длинная" с двумя башнями (с двумя пулеметами Максим).

Броневики "ФИАТ-Омский" №1, №2 и №3 возле резиденции генерала Розанова, ул. Светланская, район дома №105 (остановка "Цирк"). 1919г.

Бронеавтомобиль возле резиденции генерала Розанова, ул. Светланская, 1919 год
На 1920 год во Владивостоке находидись как минимум 4 бронеавтомобиля принадлежавших белогвардейским частям генерал-лейтенанта Розанова С.Н. (до 31 января 1920 гола главного начальника Приамурского края).


Броневик "ФИАТ-Омский" бортовой номер "3", возле резиденции генерала Розанова, ул. Светланская, район дома №105 (остановка Цирк).

Броневик "ФИАТ-Омский" бортовой номер "3" возле резиденции генерала Розанова, ул. Светланская, 1920 год.

Броневики на привокзальной площади. Владивосток.
31 января 1920 года происходит вооруженное востание во Владивостоке и Приморская Областная Земская Управа переходит под контроль большевиков. Часть вооружения соединений Дальневосточных белых армий (каппелевцев и семёновцев) попадает в руки просоветской НРА (Народной революционной армии).
Кроме стрелкового оружия и артиллерии поменяли владельцев и немногочисленные броневики.



Манифестация 20 марта 1920 года, ул. Светланская. Участвуют два броневика "ФИАТ-Омский".

"ФИАТ-Омский" №2 и №1 позднего "двубашенного" типа. Владивосток, 1920 год.

После событий ночи 4 и 5 апреля 1920 года японским интервентам в качестве трофеев достались две единицы броневиков "ФИАТ-Омский" раннего (однобашенного) и позднего "двубашенного" типа.
Хабаровский трофей.
Однобашенный броневик ФИАТ-Омский с бортовым номером "3" был доставлен из Владивостока 2 апреля 1920 года для усиления формируемых частей Красной армии в Хабаровске.
Броневик номер "3" был захвачен японцами 5 апреля 1920 года в Хабаровске на улице Поповской (в районе Военной горы, иное наименование Казачья гора) после короткого боя с японским тяжелым бронеавтомобилем "Осака".

Тяжелый броневик Осака (試製重装甲自動車) со следами пуль.
У броневика номер "3" в ходе боя закончился бензин и он был оставлен экипажем.

"ФИАТ-Омский" ранний тип "короткий" бортовой номер "3", в качестве трофея японских интервентов (указано "захвачен у Красной армии").На заднем плане виден бронеавтомобиль "Осака" японской армии.
Позднее трофейный "ФИАТ- Омский" (№3) был перевооружен пулеметом тип 3. Использовался до 1922 года японской армией.

Одним из последних местоприбываний броневика "ФИАТ- Омский" (№3) был японский 27 пехотный полк 歩兵第二十七聯隊
в Северном Хамгёне (Корея).

копирайт на текст © Цвершиц Андрей / lautlesen.livejournal.com
О истории броневиков "ФИАТ-Омский" во Владивостоке и Хабаровске в журнале Алексея Колесникова:
https://naslednik-dv.livejournal.com/128082.html
https://naslednik-dv.livejournal.com/97529.html
https://naslednik-dv.livejournal.com/70226.html
https://naslednik-dv.livejournal.com/47645.html
О экспериментальных японских броневиках:
https://naslednik-dv.livejournal.com/9837.html

копирайт на текст © Цвершиц Андрей / lautlesen.livejournal.com
О истории броневиков "ФИАТ-Омский" во Владивостоке и Хабаровске в журнале Алексея Колесникова:
https://naslednik-dv.livejournal.com/128082.html
https://naslednik-dv.livejournal.com/97529.html
https://naslednik-dv.livejournal.com/70226.html
https://naslednik-dv.livejournal.com/47645.html
О экспериментальных японских броневиках:
https://naslednik-dv.livejournal.com/9837.html